|
Альт-психология - это методика созданная педагогом-психологом
из Екатеринбурга Дмитрием Покровским. Это сосредоточение огромного
опыта человека два десятка лет работающего с детьми и его огромной
любви к своим воспитанникам. В основе методики лежит взаимодействие
человека с индивидуальной и неповторимой игрушкой-тренажером "Волшебный
шар". Покровский верит в уникальные способности каждого ребенка.
Создавая свою методику, он искал ключ к открытию творческой кладовой
маленького человека. Он хотел научить детей любить Вселенную и
в мире простых вещей обнаруживать чудесные вещи.
Свою работу с детьми Покровский начинает с показа звездного неба.
И очень сокрушается о том, что в больших городах, таких как Москва
и Питер звездного неба не видно.
- Вам, городским, нужно детишек не в Диснейленды и Макдональдсы
возить, а за город, на природу, звезды показывать - говорит Покровский
- Вот где начинает работать детская фантазия. У ребенка изначально
есть все - и творчество, и воображение фантастическое, а ему навязывают
модели восприятия - все эти роботы и инопланетные чудища из современных
мультфильмов созданы заштампованным воображением взрослых людей.
Мы сами изначально ставим творческое начало ребенка в рамки, а
потом тратим огромные деньги, время и силы для того, на то чтобы
его развить.
Тренажер Покровского это хрустальный шар с разнообразными спонтанными,
разноцветными вкраплениями. Одинаковых шаров не бывает, поэтому
выбор "своего шара" занятие ответственное и увлекательное.
Предлагая это ребенку, рекомендуется дать ему простую, но очень
действенную инструкцию: "Шар волшебный, но только для тех,
кто совершает добрые дела..." Дети любят подолгу разглядывать
причудливые комбинации внутри шара, каждый видит там что-то свое
- вот где простор для фантазии! При кажущейся простоте потенциал
здесь заложен огромный. Именно поэтому альт-психология - методика
работы с волшебным шаром - становится все более популярна в среде
детских психологов.
Уникальность "Волшебного шара" в его абсолютной совместимости
к большинству из существующих в психологии и психотерапии методов
и подходов. Я сама использовала тренажер для работы с образом
тела в рамках сеанса по телесно-ориентированной психотерапии.
Особенно хорошо взаимодействует альт-психология с гештальт-терапией,
холодинамикой, квантовой психологией и НЛП. Разнообразие цветовой
гаммы вкраплений дает возможность для психодиагностики по Люшеру.
Многообразие форм способствует построению проективных комбинаций.
Альт-психология, которая задумывалась как методика для детей успешно
применяется и в работе со взрослыми.
Шар-тренажер удобен тем, что служит своеобразным буфером между
клиентом и терапевтом. Приковывая внимание, он дает возможность
сосредоточиться, начать разговор с глубинным "Я", принимает
на себя негатив и аккумулирует энергию. Это хороший "ключик"
к сферам бессознательного. Это приспособление, открывающее шлюзы
творческой энергии и задача психолога только направить ее в нужное
русло.
Шары изготавливаются на Урале, на маленьком стеклодувном заводе
из натурального хрусталя. Напомню, что хрусталь не только красивый,
но и экологичный природный материал. Специалисты по минералам
рекомендуют использовать его для снятия боли и усталости.
Мечта Покровского создать в нашем городе альт-психологическую
лабораторию: место, куда могли бы придти люди, нуждающиеся в отдыхе,
восстановлении душевных сил и психического равновесия. Идея не
нова: подобные релакс-комнаты существуют сейчас в Японии. Посреди
рабочего дня туда могут придти люди и полчаса - час помедитировать
и отдохнуть под соответствующую музыку в окружении световых и
механических спецэффектов. У нас такие комнаты могли бы быть организованы
в больницах, санаториях, институтах. Идею такой лаборатории могли
бы взять на вооружение и бизнесмены. Ведь несколько минут покоя
так необходимы посреди интенсивного рабочего дня.
Несмотря на кажущуюся простоту методика работы с "Волшебным
шаром" таит в себе множество неожиданных и творческих решений.
В Санкт-Петербурге обучение на первом семинаре по альт-психологии,
который состоялся в марте 2002 года, прошли 16 практикующих детских
психологов. Сейчас уже можно сказать, что результаты, достигнутые
в процессе работы по методике оцениваются альт-психологами, как
положительные и чрезвычайно интересные. Отчасти это объясняется
тем, что молодые специалисты подошли к работе творчески, усовершенствовали
ряд приемов и существенно расширили область применения методики.
Вот далеко не полный набор показаний, при которых успешно работает
методика "Волшебных шаров": детские страхи, в том числе
страх смерти; ночной энурез; неврозы, в том числе логоневрозы;
задержка психического развития; подростковые сексуальные девиации;
нарушения сна, поведения; конфликты со сверстниками; серьезное
отставание по ряду предметов в школе. Оптимальный возраст для
начала работы с шаром - 4-5 лет, а верхней границы не существует.
Как показывает практика, купив ребенку шар родители часто приходят
за еще одним - для себя.
Очень подходит "Волшебный шар" для работы с беременными.
В хрустальное лоно шара архетипически заложена сама идея материнства
- в совершенстве округлой формы рождается прекрасное нечто индивидуальное
и неповторимое, как и сам человек. Как-то, просматривая фильм
"Простая смерть" Кайдановского, обратила внимание, что
умирающий герой достает из под подушки ... хрустальный шар. Это
навело на мысль предложить методику в хосписы, где пациентам так
необходимы любые формы общения с прекрасным.
Альт-психология, конечно, не исчерпывается методикой работы с
"волшебными шарами". Это философский, мировоззренческий
подход к воспитанию детей. Книга Покровского "Я истекаю вселенной"
насквозь пронизана поэзией духа, торжества красоты и гармонии.
В ней много стихов, в том числе и самого автора, прекрасные отрывки
художественных произведений, размышления о Боге и предназначении
человека. Книга полна простых и мудрых рецептов, как помочь маленькому
человеку понять и полюбить мир, развить способности и открыть
дорогу таланту. В предисловии Покровский пишет, что "обращает
свое повествовавание к представителям любой сферы деятельности,
но в первую очередь к педагогам. И вот почему.
Абсолютно каждый из нас, живущих на планете, прошел через влияние
педагогов и сам хоть однажды в жизни выполнил их функцию".
Книга Покровского - об огромной ответственности за подрастающее
поколение, взращивая которое, мы творим бессмертие.
Загляните в волшебный шар, как в зеркало своей души...
Нина Северова,
психолог-консультант
"Психологическая газета" № 7, 2002
baskakov-center@inbox.ru
На
главную страницу
|
|