Советы родителям и педагогам
Темы: открытие творческой кладовой маленького человека
аутизм заикание мутизмы дислалии тики моча кал энурез олигофрения психозы припадки судороги неврозы истерия

На главную страницу

Новые статьи и публикации по психологии смотрите в нашем новом "Московском психологическом журнале"



Волшебство на службе у психолога

Нина Северова, психолог-консультант. (e-mail: baskakov-center@inbox.ru) :

Как научить детей любить Вселенную и в мире простых вещей находить удивительное? В больших городах, таких как Москва и Питер люди не видят настоящего звездного неба, а ребенок так мечтает о волшебной сказке, о чуде.
- Вам, городским, нужно детишек не в Диснейленды и Макдональдсы возить, а за город, на природу, звезды показывать - говорит Покровский - Вот где начинает работать детская фантазия.
Тренажер Покровского это хрустальный шар с разнообразными спонтанными, разноцветными вкраплениями. Дети любят подолгу разглядывать причудливые комбинации внутри шара, каждый видит там что-то свое - вот где простор для фантазии!

Альт-психология - это методика созданная педагогом-психологом из Екатеринбурга Дмитрием Покровским. Это сосредоточение огромного опыта человека два десятка лет работающего с детьми и его огромной любви к своим воспитанникам. В основе методики лежит взаимодействие человека с индивидуальной и неповторимой игрушкой-тренажером "Волшебный шар". Покровский верит в уникальные способности каждого ребенка. Создавая свою методику, он искал ключ к открытию творческой кладовой маленького человека. Он хотел научить детей любить Вселенную и в мире простых вещей обнаруживать чудесные вещи.
Свою работу с детьми Покровский начинает с показа звездного неба. И очень сокрушается о том, что в больших городах, таких как Москва и Питер звездного неба не видно.

- Вам, городским, нужно детишек не в Диснейленды и Макдональдсы возить, а за город, на природу, звезды показывать - говорит Покровский - Вот где начинает работать детская фантазия. У ребенка изначально есть все - и творчество, и воображение фантастическое, а ему навязывают модели восприятия - все эти роботы и инопланетные чудища из современных мультфильмов созданы заштампованным воображением взрослых людей. Мы сами изначально ставим творческое начало ребенка в рамки, а потом тратим огромные деньги, время и силы для того, на то чтобы его развить.

Тренажер Покровского это хрустальный шар с разнообразными спонтанными, разноцветными вкраплениями. Одинаковых шаров не бывает, поэтому выбор "своего шара" занятие ответственное и увлекательное. Предлагая это ребенку, рекомендуется дать ему простую, но очень действенную инструкцию: "Шар волшебный, но только для тех, кто совершает добрые дела..." Дети любят подолгу разглядывать причудливые комбинации внутри шара, каждый видит там что-то свое - вот где простор для фантазии! При кажущейся простоте потенциал здесь заложен огромный. Именно поэтому альт-психология - методика работы с волшебным шаром - становится все более популярна в среде детских психологов.

Уникальность "Волшебного шара" в его абсолютной совместимости к большинству из существующих в психологии и психотерапии методов и подходов. Я сама использовала тренажер для работы с образом тела в рамках сеанса по телесно-ориентированной психотерапии. Особенно хорошо взаимодействует альт-психология с гештальт-терапией, холодинамикой, квантовой психологией и НЛП. Разнообразие цветовой гаммы вкраплений дает возможность для психодиагностики по Люшеру. Многообразие форм способствует построению проективных комбинаций. Альт-психология, которая задумывалась как методика для детей успешно применяется и в работе со взрослыми.

Шар-тренажер удобен тем, что служит своеобразным буфером между клиентом и терапевтом. Приковывая внимание, он дает возможность сосредоточиться, начать разговор с глубинным "Я", принимает на себя негатив и аккумулирует энергию. Это хороший "ключик" к сферам бессознательного. Это приспособление, открывающее шлюзы творческой энергии и задача психолога только направить ее в нужное русло.
Шары изготавливаются на Урале, на маленьком стеклодувном заводе из натурального хрусталя. Напомню, что хрусталь не только красивый, но и экологичный природный материал. Специалисты по минералам рекомендуют использовать его для снятия боли и усталости.

Мечта Покровского создать в нашем городе альт-психологическую лабораторию: место, куда могли бы придти люди, нуждающиеся в отдыхе, восстановлении душевных сил и психического равновесия. Идея не нова: подобные релакс-комнаты существуют сейчас в Японии. Посреди рабочего дня туда могут придти люди и полчаса - час помедитировать и отдохнуть под соответствующую музыку в окружении световых и механических спецэффектов. У нас такие комнаты могли бы быть организованы в больницах, санаториях, институтах. Идею такой лаборатории могли бы взять на вооружение и бизнесмены. Ведь несколько минут покоя так необходимы посреди интенсивного рабочего дня.

Несмотря на кажущуюся простоту методика работы с "Волшебным шаром" таит в себе множество неожиданных и творческих решений. В Санкт-Петербурге обучение на первом семинаре по альт-психологии, который состоялся в марте 2002 года, прошли 16 практикующих детских психологов. Сейчас уже можно сказать, что результаты, достигнутые в процессе работы по методике оцениваются альт-психологами, как положительные и чрезвычайно интересные. Отчасти это объясняется тем, что молодые специалисты подошли к работе творчески, усовершенствовали ряд приемов и существенно расширили область применения методики.

Вот далеко не полный набор показаний, при которых успешно работает методика "Волшебных шаров": детские страхи, в том числе страх смерти; ночной энурез; неврозы, в том числе логоневрозы; задержка психического развития; подростковые сексуальные девиации; нарушения сна, поведения; конфликты со сверстниками; серьезное отставание по ряду предметов в школе. Оптимальный возраст для начала работы с шаром - 4-5 лет, а верхней границы не существует. Как показывает практика, купив ребенку шар родители часто приходят за еще одним - для себя.

Очень подходит "Волшебный шар" для работы с беременными. В хрустальное лоно шара архетипически заложена сама идея материнства - в совершенстве округлой формы рождается прекрасное нечто индивидуальное и неповторимое, как и сам человек. Как-то, просматривая фильм "Простая смерть" Кайдановского, обратила внимание, что умирающий герой достает из под подушки ... хрустальный шар. Это навело на мысль предложить методику в хосписы, где пациентам так необходимы любые формы общения с прекрасным.

Альт-психология, конечно, не исчерпывается методикой работы с "волшебными шарами". Это философский, мировоззренческий подход к воспитанию детей. Книга Покровского "Я истекаю вселенной" насквозь пронизана поэзией духа, торжества красоты и гармонии. В ней много стихов, в том числе и самого автора, прекрасные отрывки художественных произведений, размышления о Боге и предназначении человека. Книга полна простых и мудрых рецептов, как помочь маленькому человеку понять и полюбить мир, развить способности и открыть дорогу таланту. В предисловии Покровский пишет, что "обращает свое повествовавание к представителям любой сферы деятельности, но в первую очередь к педагогам. И вот почему.

Абсолютно каждый из нас, живущих на планете, прошел через влияние педагогов и сам хоть однажды в жизни выполнил их функцию". Книга Покровского - об огромной ответственности за подрастающее поколение, взращивая которое, мы творим бессмертие.
Загляните в волшебный шар, как в зеркало своей души...

Нина Северова,
психолог-консультант
"Психологическая газета" № 7, 2002
baskakov-center@inbox.ru

На главную страницу



Сайт работает при поддержке Московской психотерапевтической академии.




 

 

Используются технологии uCoz