|
назад
>> оглавление
>> вперед
Любовь, семья (часть 1)
Касаясь этой бессмертной темы, трудно избежать опасности повтора
избитых истин, возможности впасть в банальность. На эту тему столько
написано, сказано, спето. И все же рискну вернуться к этой проблеме
и поговорить с читателем об этом чуде, о величайшем счастье и
страдании, которое зовется любовью.
Итак, еще раз про любовь.
Любовь нередко описывают как некую одержимость, болезненное состояние,
когда объект страсти воспринимается как существо ни с кем не сравнимое,
совершенно особенное, незаменимое, единственно необходимое, без
которого дальнейшая жизнь бессмысленна или даже невозможна. Объекту
любовного влечения невольно приписываются особые достоинства,
и даже если недостатки очевидны, то им придается определенная
прелесть или кажется, что с этим не так уж трудно будет справиться.
Особенно обостряется эта болезненная тяга к обожаемому человеку,
если на пути к сближению возникают препятствия, и чем их больше,
тем сильнее разгорается страсть. В человеческой природе заложена
такая черта как противоречивость, поэтому все то, что недостижимо,
становится особенно привлекательным. Достигая же заветной цели,
человек остывает и начинает более трезво оценивать ситуацию. Взамен
слепым чувствам приходит трезвое раздумье. И в этот момент становится
ясно, что стремление добиться своего было лишь погоней за призраком,
а то, чего так упорно человек добивался, не так уж ему нужно или
вовсе ни к чему. Так нередко происходит и в любви. Отсутствие
взаимности разжигает костер любви в большей степени, чем позитивная
ответная реакция со стороны желанного объекта, а утраченная, несостоявшаяся
любовь часто оставляет след на всю жизнь. Еще Куприн писал об
этом, тонко подметив, что состоявшаяся любовь нередко иссякает,
оставляя после себя горечь взаимных обид и непонимания, в то время
как любовь незавершенная остается в памяти незамутненной принижающими
бытовыми подробностями и в романтическом ореоле.
В разные эпохи развития человечества, когда временами над любовными
отношениями тяготели разного рода моральные и правовые ограничения,
можно было наблюдать неоднозначное влияние общепринятых нормативов
на отношения полов. На этой почве, в связи с проблемой социального
неравенства или узаконенных клановых предрассудков развивались
драматические ситуации и даже трагедии, связанные с невозможностью
соединиться любящим сердцам. Но какой накал чувств можно было
наблюдать в те далекие времена! Каких высот достигала любовь,
находя свое отражение в произведениях искусства! Ромео и Джульетта,
Франческа Да-Римини и Паоло, Тристан и Изольда…Эти и многие другие
прекрасные образы на века стали символом высочайших чувств, украшающих
и возвышающих человека.
Безусловно, не может быть и речи о том, чтобы искусственно создавать
преграды на пути у любви. Но следует заметить, что прямолинейность
и обнаженность, а, тем боле, голый прагматизм в любовных отношениях
снимают тот флер романтизма и таинственности, который продлевает
как преамбулу любви (а, заметьте, как раз об этом периоде отношений
воспоминания сохраняются дольше), так и плавное ее течение. Когда
герой романа, осложненного социальными предрассудками, в конце
концов завоевывает возможность поцеловать любимой женщине руку,
то чувства, которые при этом их переполняют, гораздо богаче, чем
в случае легко полученного согласия на соитие. Обожествление объекта
любви само по себе не является непременным атрибутом многогранного
чувства, однако эта тенденция в преувеличенном виде послужила,
с одной стороны, почвой для развития линии романтизма в искусстве,
а, с другой - вызвала волну противодействия в виде прямо противоположного
отношения к сфере интимных человеческих отношений.
Развеяв миф о полубожественном образе человека и сняв флер ханжества,
наброшенный на любовь лицемерами-святошами, Зигмунд Фрейд повернул
людей лицом к своему неосознаваемому, живущему инстинктами "Ид"
(Оно) и предъявил нам человеческое "Я" как конструкт,
формирующийся в процессе вечной борьбы животного Ид с социализированным
"Я" человека. Фрейд совершенно справедливо считал, что
нереализованная сексуальная потребность, заложенная природой как
необходимый инстинкт, обеспечивающий продолжение человеческого
рода, может проявиться в виде невротических расстройств. Однако
толкование значимости сексуальной потребности Фрейда не следует
понимать как призыв к беспредельному высвобождению полового инстинкта.
Это лишь один из факторов, который не следует игнорировать, если
рассматривать медицинскую сторону вопроса, но при этом нельзя
упрощать психологически сложную структуру понятия любовь, если
обсуждать эту проблему всесторонне.
В древнегреческой мифологии Эрос - бог любви - воплощает в себе
и низменные страсти, вожделение, ведущее к размножению (так считал
Платон), и возвышенность духа, ищущего чистой красоты. Стремление
к высшему Эросу означает подавление низшего. Отечественный ученый,
создатель теории деятельности, психолог А.Н. Леонтьев утверждал,
что личностное в человеке должно подавлять его биологические влечения
и индивидные черты. А вот Перлз был убежден, что целостный, конгруэнтный
образ "Я" - Гештальт - может быть гармоничным лишь в
том случае, если и высшее и низшее "Я" не стараются
победить друг друга, а стремятся примириться и сосуществовать
во взаимопонимании. У человека как существа высшего порядка сексуальная
потребность в процессе социализации обрела иные формы проявления,
чем это диктует заложенный природой инстинкт. Появились связанные
с необходимостью реализации этого влечения вторичные потребности
- забота о внешнем виде, стремление к достижению более высокого
социо-экономического статуса, желание заявить о своей индивидуальности,
проявить талант, способности, чтобы привлечь к себе внимание,
показать себя в лучшем свете и тем самым понравиться своему избраннику
или избраннице.
Секс - это сладкая ловушка, заложенная природой во имя продолжения
человеческого рода, в которую так легко и охотно попадается человек.
Не будь этого неосознанного влечения мужской и женской половины
друг к другу, отношения их носили бы исключительно абстрактный
характер и основными ориентирами в контактах между мужчиной и
женщиной были бы лишь душевная близость или меркантильные интересы.
Сексуальное влечение заслоняет разумный подход к выбору партнера,
поэтому любовь - чувство иррациональное, над-рассудочное, непредсказуемое,
но украшающее обремененную прозаическими заботами жизнь человека.
В то же время секс может проявляться в уродливой и даже в агрессивной
форме на почве неправильного полового воспитания (или отсутствия
такового вообще), под воздействием определенной среды в вынужденных,
принижающих человеческое достоинство обстоятельствах, а также
как патология влечения у лиц с психическими отклонениями. Чем
ниже культура среды, тем более примитивно реализуется сексуальное
влечение. У несформировавшихся как зрелая личность подростков
половой инстинкт может проявляется карикатурной сексуальной озабоченностью,
которая тем меньше похожа на любовь, чем менее духовно развит
сам подросток. И наоборот, чем выше духовное развитие человека,
тем сложнее опосредуется половой инстинкт, тем дальше его проявление
от примитивных, животных форм.
Секс, безусловно, играет огромную роль в гармонизации супружеских
отношений. Известный психотерапевт Консторум говорил, что "в
любви нет недозволенного", имея в виду, что любящие друг
друга мужчина и женщина могут быть настолько смелыми и изобретательными
в своих сексуальных играх, насколько им это позволяет их страсть
и фантазия. Однако в наши дни то избыточное внимание, которое
уделяется этой стороне отношений между мужчиной и женщиной совсем
заслонило иные весьма важные проблемы. Нередко понятие любовь
подменяется сексуальными контактами, в которых взаимное обожание,
нежность и сострадание попросту отсутствуют. Прагматичность таких
отношений, спортивный интерес к этой сфере (кто больше, кто чаще,
кто разнообразнее) не оставляет места тому, что на самом деле
есть любовь.
"Разве так повелось меж людей?
Разве это зовется любовью?…."
(А.Блок)
Секс без любви - это примитивно-потребностная самореализация,
сближающая человека с его предками из мира животных. Другая крайность
в понимании любви, другой ее полюс, противопоставляемый сексу,
это - платоническая любовь. Такого рода чувства питаются лишь
тонкими нюансами взаимопонимания, сентиментальной атрибутикой
любви в виде нежных писем, платка или оброненной перчатки, локона
волос или засушенного цветка, хранящегося меж страниц книги. Это
- стихи, родившиеся в душе поэтичной натуры под влиянием нахлынувших
чувств, это - обожествление объекта любви. Такого рода отношения
ближе к дружбе душевно близких людей, когда еще большее сближение
может разрушить эту идиллию. Поэтому дистантность в таких отношениях
часто бывает оправданной, оберегая влюбленных от разочарований.
О таких чувствах, лишенных плотских наслаждений, писали многие
философы и писатели: это и Платон, и Вольтер, и Руссо, и Гете.
Из сказанного понятно, что избыточный романтизм уводит от реальности,
а излишний реализм оборачивается цинизмом.
В разных этносах особенности любовного влечения обозначаются не
одинаково: на разных языках объяснение в любви звучит как "Я
тебя желаю", "Я тебя обожаю", "Я люблю тебя",
"Я хочу заниматься с тобой любовью" и т.д. Все эти выражения
носят разные оттенки от откровенно признаваемого физиологического
влечения до обожествления объекта привязанности. А в некоторых
регионах России синонимом объяснения в любви является фраза "Я
жалею тебя". У Экзюпери Маленький Принц говорит: "Мы
в ответе за тех, кого приручаем", имея в виду свою любимую
розу.
Гармоничная любовь включает в себя секс как один из многогранных
аспектов сложного переживания, как заключительный аккорд приступа
взаимной нежности двух влюбленных. Иначе - это простое физиологическое
отправление и называть его любовью было бы сильным преувеличением.
Касаясь такого сложного понятия как "любовь" оговоримся
сразу, что здесь речь в основном пойдет не о физиологической стороне
любви. Попробуем поговорить о любви как об особом, эмоционально
насыщенном типе межличностных отношений с учетом индивидуально-личностных
особенностей включенных в эти отношения лиц и их психологической
совместимости. Есть некоторые общие закономерности протекания
процесса влюбленности, но еще важнее знать о том, как эти переживания
проявляются у разных по темпераменту и личностным особенностям
людей.
Каждому человеку в его повседневной жизни, а также консультирующему
психологу, профессионально пытающемуся оказать помощь обратившимся
к нему людям, часто приходится задумываться над причиной драматически
складывающихся любовных отношений.
Человек - существо сложное и противоречивое. Ему дана способность
мечтать, его фантазии выходят за пределы окружающей реальности.
Потребность любить в юности - это лишь любовь к самой любви, а
тот, кто окажется ее удостоенным, не обязательно ее достоин. Как
это у Пушкина - о Татьяне: "Душа ждала - кого-нибудь!"
Сама потребность в любви часто опережает наличие объекта привязанности,
лишая возможности трезво оценить того, кто в этот момент встретится
на пути. Чувство рождается из напряженного ожидания, а сам объект
является лишь поводом, чтобы именно на него эти чувства обрушились.
Счастливыми бывают те двое, у которых это происходит одновременно
и обоюдно. А вероятность такого совпадения невелика. Отсюда -
страдания от неразделенной любви. В ряде регионов России песни
о любви подпадают под общую рубрику "Страдания".
Самое большое счастье - это взаимная любовь. Но самое большое
искусство - сохранить ее. Влюбляясь, многие клянутся в любви навеки.
Тем горше бывает разочарование, когда любовь уходит. Отдалить
этот момент и смягчить страдания - нелегкая задача, но так или
иначе, с этим приходится справиться, иногда - ценою расставания
с иллюзиями и с идеализированным представлением и о любви и о
любимом. Но бывает и так, что примириться с этой мыслью оказывается
чрезвычайно трудно или (как кажется первое время) просто невозможно.
Редко можно встретить человека, который бы не пережил в той или
иной степени такую сердечную драму. Однако время лечит даже те
душевные раны, которые сперва кажутся незаживающими. Меньше страданий
выпадает на долю тех людей, которые - интуитивно или сознательно
- умеют направить переполняющие их эмоции не в разрушительное
русло безысходных страданий, а в замещающую активность, связанную
с сублимацией нереализованной нежности в сфере гуманистических
интересов, восполняя тем самым душевный вакуум и испытывая удовлетворение
от сознания своей востребованности.
Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент:
это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое)
влечение, способное заслонить все другие личностные аспекты, от
которых зависит успешность длительного совместного сосуществования.
С другой, - это императивное желание видеть в объекте привязанности
искомый идеал, благодаря чему человек приписывает другому те свойства
и достоинства, которыми тот не обладает. С угасанием влечения
(или просто с некоторым ослаблением эмоционального накала) на
первый план выступают аспекты индивидуально-личностного плана.
Именно в этот момент может возникнуть когнитивный диссонанс, когда
человек, как бы отрезвев, начинает понимать, что его ожидания
не совпадают с реальной действительностью, что объект обожания
не во всем соответствует идеалу. Более зрелая позиция предусматривает
попытку взвесить позитивные и негативные аспекты ситуации, скорректировать
собственные притязания в соответствии с реальностью и постараться
спланировать возможный путь выхода из сложного положения.
Однако чаще мы встречаемся с эмоциональными реакциями иррационального
порядка, когда каждый со-творец этой ситуации винит кого угодно,
но только не себя, а конечной целью каждый видит: как бы заставить
другого измениться по тем меркам, которые бы его устраивали. В
меньшей степени людям свойственно упрекать самих себя в необдуманном
шаге или в собственных неправильных высказываниях и действиях,
критически оценивать негативные стороны своего характера. И тогда
мы имеем проблему столкновения интересов двух индивидуальностей
с присущим каждому из них типом реагирования и набором личностных
свойств, как два разных дерева, уходящих корнями в неодинаковые
почвенные слои, выросших в неодинаковых условиях. Так в двух словах
можно описать проблемы брака, если не касаться (а мы здесь этой
проблемы касаться не будем) вопросов сексологии и сексопатологии.
Что нужно знать о себе и о других людях человеку, чтобы научиться
ориентироваться в сложных человеческих отношениях. Какие имеются
рычаги воздействия на других людей, для того, чтобы снять напряженность
взаимоотношений, поладить друг с другом, повлиять, избежать конфликта,
понравиться, обаять, усмирить и пр.? Что должен знать практический
психолог, повседневно сталкивающийся с семейными проблемами, помимо
того, что связано с общими закономерностями и социальными аспектами
построения семьи?
Первое, что нередко игнорируется, - это типологически разные варианты
переживания любви у представителей разного пола. Среди мужчин
чаще встречается стенический тип реагирования, сильный вариант
нервной системы, и, следовательно, высокая внешняя реактивность
при низкой интрапсихической (внутренней) психологической активности.
Это значит, что у мужчин наблюдается менее выраженная склонность
к рефлексии, менее дифференцированный подход к нюансам межличностных
отношений, более сильная зависимость от физиологических аспектов,
склонность к полигамии, резкость в высказываниях, легко возникающая
агрессивность, проявляющаяся при противодействии.
В целом, мужчины - существа более агрессивные, чем женщины.
На всех этапах развития человечества мужчина - охотник, защитник,
воин, завоеватель. И в любви он агрессивен. Психологи находят
в мужском характере больше садистических (жестоких) черт, а в
женщинах - мазохистических (жертвенных). Испокон веков воины-завоеватели
относились к женщинам как к трофеям, проявляя смесь вожделения
и ненависти в виде сексуального насилия, что вовсе не свойственно
женщинам. Да и вне экстремальных ситуаций в своих сексуальных
играх мужчина занимает наступательную позицию, выбирает, отбивает
у соперника, завоевывает женщину. Женщина может выбирать в основном
лишь из тех, кто ее выбрал. В некоторых этносах женщина до сих
пор - бесслове- сное существо, вещь, которую можно украсть; она
может служить объектом купли-продажи (калым).Чем выше социо-культурное
развитие той или иной страны, национальности, тем выше статус
женщины, тем больше общечеловеческих прав ей выделяют. А кто выделяет?
Все те же мужчины, действующие, как всегда, с позиции силы. Не
исповедуя феминизм, справедливости ради не могу не вступиться
за женщину. В то время как мужчинам свойственно затевать войны,
женщины преимущественно стремятся к миру - ради мужей, ради сыновей,
ради жизни и любви. Берегите женщин, иначе некому будет беречь
мужчин!
По своим психологическим особенностям мужчина в большей степени
человек действия, а женщина - человек чувств, поэтому доказательством
своей любви мужчина считает в основном свои поступки, в то время
как женщине постоянно требуется словесное подтверждение любви.
Женщины в большинстве своем менее устойчивы к стрессам, эмоционально
лабильны. Им свойственна менее выраженная деловая, социальная
активность, зато они отличаются высокой интрапсихической активностью
(внутренними переживаниями), т.е. склонностью к повышенной рефлексии;
для них характерен более тонко дифференцированный подход в межличностных
контактах и выраженная значимость слова. Более постоянная в своих
привязанностях, склонная к моногамии, она ждет постоянного подтверждения
любви к себе в вербализованном варианте, т.е. в словах, которые
для нее имеют главенствующее значение Все звучит и звучит над
миром сказанная полушепотом фраза: "Я люблю тебя. Я тебя
люблю...Ты меня любишь?". И почему-то так трудно получить
в ответ ожидаемое: "Да, дорогая, люблю", то ли потому,
что Он это уже однажды сказал (или только думает, что сказал),
то ли потому, что Ему это и так кажется ясным, или не таким уж
важным, а Ей это подтверждение любви нужно всегда, каждый день,
каждый час. Если бы Они, наконец, поняли друг друга: Она бы реже
спрашивала, а Он нашел бы в себе силы Ей ответить.
Женщины не всегда вполне понимают мужскую психологию. В их представлении
мужчины - это большие дети. Для многих из них муж - это еще один
ребенок, большой и упрямый. Мужчину, добивающегося взаимности,
разжигает оборонительная, уклончивая позиция женщины. Женщина,
как существо более слабое и поэтому (в силу защитных механизмов)
изворотливое и лукавое, нередко использует эту сторону мужского
характера, кокетливо выбирая позицию "убегающей", "отказывающей",
цепляя этим сильного, но менее ловкого в любовной дипломатии мужчину
на крючок. Мужчины не понимают женщин, выделяя женскую логику
как особое, совершенно иррациональное понятие. Многие даже не
склонны причислять женщин к человеческому клану, видя в них как
чуть ли ни существ с другой планеты. Фрейд на основании научных
исследований и собственных наблюдений вывел особый комплекс неполноценности
перед обожаемой женщиной - Эдипов комплекс, который блокирует
у некоторых мужчин их сексуальную активность. Механизм развития
данного комплекса он связывает с тем, что мужчины определенного
типа идентифицируют любимую женщину с обожаемой в детстве матерью.
Видимо, мужская несостоятельность перед непростой женской психологией
и робость, связанная с тенденцией возводить любимую на пьедестал
Богини, создает определенные проблемы. Может быть, именно поэтому
некоторым из них легче иметь дело с еще слабо интегрированными
как личность существами, на много моложе себя, а также с теми
женщинами, чью любовь можно купить за деньги. В таком альянсе
их преимущество непререкаемо и нет необходимости доказывать свое
превосходство.
Когда мы говорим о том, что мужчинам в целом свойственна полигамия,
т.е. они не устойчивы в своей привязанности к объекту любви или
влечения, то это вовсе не значит, что все мужчины - изменщики
и им обязательно необходимо бесконечно менять объект сексуальной
привязанности. Да и женщины в этом отношении не без греха. Однако
склонность мужчин к полигамии в виде многоженства в некоторых
этносах даже узаконена, чего нельзя сказать о женщинах.
Существует множество характерологических паттернов и разных типов
отношения к любви, но в основном непонимание между мужской и женской
половинами человечества связано с тем, что у них действительно
принципиально разная психология.
Если мужчина чаще проявляет собственнические замашки в отношении
объекта своей любви, то женщина больше склонна к жертвенности.
Если в жизни мужчины женщина занимает свое место наряду с такими
категориями как работа, карьера, друзья, увлечения, то для женщины
любимый становится эпицентром всех ее жизненных интересов, все
остальное становится второстепенным. Не получив ожидаемой эмоциональной
отдачи со стороны мужа, с рождением ребенка она переключает направление
своего эмоционального "половодья" на сына или дочь,
и тогда создается почва для нового конфликта, так как она (ее
время, ее внимание) перестает в полной мере принадлежать мужу.
Так поступать со стороны женщин не мудро. Те женщины, которые
этого не понимают, рискуют потерять семью, так как мужчина - существо
более эгоистичное, собственник в любви, а отцовские чувства у
него пробуждаются гораздо позже, чем у женщины, и переключение
внимания жены на ребенка он переживает весьма болезненно, реагируя
в присущей большинству мужчин обвинительной манере.
Когда говорят уважительно об уме мужчин и с иронией - о женском
уме, то здесь дело совсем не в особой "женской логике".
С одной стороны, суждения женщины, как существа более эмоционального,
в большей степени аффективно окрашены. В то же время, встречаются
и умные женщины и глупые мужчины. Но не в этом дело. Ум мужчины
в силу сложившихся издавна социальных условий всегда больше сконцентрирован
на решении главной, основной задачи, он меньше распыляет свое
внимание на повседневные проблемы и на то, что обычно называют
"мелочи жизни". Женщина же вынуждена постоянно держать
в уме множество проблем, в том числе и многочисленные "мелочи
жизни", связанные с обустройством быта и воспитанием детей.
При этом она чаще всего еще и работает. В связи с такой распыленностью
умственная энергия не концентрируется в одном направлении и не
всегда проявляется не столь эффективно, как у мужчин. Это подтверждается
данными изучения интеллекта у мужчин и женщин. Например, у старшеклассников
средних школ Москвы было обнаружено в среднем равномерное распределение
интеллектуального потенциала (усредненного IQ) у представителей
как одного, так и другого пола. Дифференцированное изучение когнитивного
стиля показало, что у женщин значимо чаще преобладает вербальный
и наглядно-образный интеллект, а у мужчин - формально-логический
и интуитивный.
Короче, на известную фразу профессора Хиггинса (Б.Шоу "Пигмалион"):
"Боже, ну почему женщины совсем не такие, как мужчины?!",
ответ один: "Потому, что они - женщины". И с этим ничего
не поделаешь. А с научной точки зрения всякая борьба с теми индивидными
свойствами, которые даны человеку от природы, т.е. с корневыми
факторами - бессмысленна, непродуктивна, бесперспективна. Разумеется,
зная о них, человек может в известной степени их контролировать,
но процесс сдерживания и подавления конституционально заданных
особенностей всегда чреват перенапряжением психической деятельности
и может привести к уродливым формам адаптации через невротизацию,
психопатизацию и психосоматику, или - еще хуже - путем "бегства"
в алкоголизм, наркоманию, преступное поведение, сумасшествие,
суицид. Наиболее безвредный для человека и полезный для окружающих
и для общества путь - это повышение культуры психологических знаний,
правильное самопонимание, умение понять других людей и на этой
основе корректно строить отношения с окружающими. Все это дает
психология индивидуальности, вооруженная методологией психодиагностического
исследования и надежными методиками.
Во взаимоотношениях - любовных, семейных, дружеских - люди тянутся
друг другу не только в силу сходства характеров, но и по принципу
дополнительности, комплиментарности. Какие психологические критерии
должны приниматься во внимание специалистом при решении сложных
проблем межличностных отношений? В первую очередь, необходимо
выяснить сложившуюся ситуацию, поставить "диагноз" сформировавшимся
отношениям (негативизм, враждебность, непонимание, ненасыщенная
аффилиативная потребность, борьба за главенствование, ревность,
разочарование, чувство вины или, напротив, обвинение другого,
раздражение, которое вызывают самые незначительные проявления
индивидуальных особенностей другого человека, и т.д.). Затем,
выяснить: какие индивидуально-личностные особенности каждого из
партнеров в семейных (любовных) отношениях могли послужить базой
для конфликта, какие поступки каждого из них нашли то или иное
толкование у другого, какова степень совпадения их иерархии ценностей,
единства целей.
назад
>> оглавление
>> вперед
|
|