Советы родителям и педагогам

Тема: обучение детей в частных школах за границей
вопросы, связанные с обучением подростков в частных школах за границей

На главную страницу

Новые статьи и публикации по психологии смотрите в нашем новом "Московском психологическом журнале"



Свой среди чужих или Одиночное плавание


Статья журналистки Анны Толстых и семейного психотерапевта Татьяны Залесской , директора Психологического образовательно-консультативного центра "Гештальт - Форум" (e-mail: zalesskaya@fromru.com) :

Статья отвечает на многие вопросы, связанные с обучением подростков в частных школах за границей. Прочитав статью, Вы узнаете, в каком возрасте лучше всего отправлять ребенка на обучение, какие связанные с этим проблемы возникают у ребенка и родителей, как их правильно решать.



Самый надежный способ обеспечить ребенку будущее - дать ему хорошее образование. Лучше всего, если он его получит за границей, причем с самого начала - то есть, окончит частную школу, и будет поступать в университет любой страны мира уже как свой. С одной стороны, ради блестящих перспектив стоит и рискнуть, отпустить драгоценное чадо в одиночное плаванье. С другой - одолевают сомнения. Что будет испытывать ребенок, оказавшийся в чужой стране, как сложится его жизнь "там", станет ли для него учеба в частной школе "путевкой в жизнь" или сильнейшим стрессом, который будет "аукаться" в течение долгого времени?... И вообще - можно ли отправлять таких вот неоперившихся птенцов в неизвестность?

Ростки самостоятельности.

Идеальным возрастом для отправки на постоянное проживание и обучение за границу психологи считают 12 лет. Это правило общее и для мальчиков, и для девочек. Именно с этого момента начинается подростковый период, когда ребенок по идее начинает отделяться от родной семьи, он уже овладел или готов освоить некоторые навыки самостоятельной жизни, и в тоже время способен с легкостью впитывать традиции принимающей страны. Но это общие правила. На практике они действуют далеко не всегда.
Прежде всего, существуют различия по половому признаку - поскольку девочки созревают быстрее мальчиков, кроме того, они от природы более адаптивны, то и отправлять их учиться можно в этом возрасте. Что касается мальчиков - они взрослеют позже, и редко когда действительно готовы "расстаться" с родным кровом так рано. Но в принципе, принимая решение об отъезде ребенка, нужно ориентироваться не только на его пол, но и учитывать уровень его психофизического развития.
Если ребенок хорошо умственно развит, эмоционально устойчив и, скажем так, достаточно взрослый для своих лет, а с физиологической точки зрения внешне уже похож на подростка, он, с точки зрения психологов, в принципе может попробовать начинать взрослую жизнь. Подчеркнем - не требуется какой-то необыкновенный уровень развития, просто соответствие "нормам". Это легко определяется специальными тестами. И если ребенок выдерживает эту проверку, то его можно отправлять в одиночное плавание.
Более того, разлука с родовым "гнездом" даже в какой-то степени полезна. Дело в том, что в подростковом возрасте должны потихонечку отказываться от родительских установок и выходить во внешний мир. Для них снижается значение "родительских" установок и возрастает авторитет окружения сверстников. Важна и возможность самостоятельно принимать решения, вести свою жизнь.
И отправляя ребенка на обучение за границу, родители как бы говорят - мы не против, чтобы ты уходил. Те подростки, которые остаются дома, неизбежно будут бороться за свои права. Здесь же конфликт поколений не будет так заметен.
Но кроме возможности "уходить", в этом периоде очень важна и возможность периодически "возвращаться". Хотя бы символически, получать поддержку и одобрение рода, накапливать силы для дальнейшего освоения мира. И хотя подростки стремятся к уходу, в полной мере они к нему еще не готовы - это сформируется позже, лишь к 17-18 годам. Так что с отъездом на учебу связь с родителями не должна прерываться. И задача взрослых отнестись к этому вопросу очень серьезно, чтобы ребенок, несмотря на "территориальную" удаленность от дома, чувствовал поддержку и защиту. Это можно организовать по-разному - сочетать приезды друг к другу (кроме каникул, которые обычно проводятся дома, есть и другие поводы для встреч), телефонные разговоры, и конечно письма "е - mail".

Пишите письма.

Это доступно - детям в школах часто предоставляют возможность бесплатно пользоваться "ящиком". Причем писать должны не только дети, но и родители тоже.
Как можно чаще посылайте детям весточки, используйте для этого любые возможности. Причем хорошо бы, чтоб писали не только родители, а все люди, общением с которыми ребенок дорожил - друзья, одноклассники, родственники. Особенно это важно в первое время. И говорите ему о своей любви - рассказывайте, что скучаете, спрашивайте про успехи, поддерживайте, ободряйте. ХВАЛИТЕ! С этим переборщить нельзя. И обязательно просите его описывать свое состояние и происходящее с ним. Задавайте вопросы так, чтобы вынудить его отвечать развернуто. Таким образом, вы всегда будете в курсе происходящих с ним перемен, а ребенок сможет поделиться, выплеснуть то, что наболело. Кроме того, развернутые письма - это неплохая иллюзия общения. Благодаря таким контактам ребенок действительно ощущает, что родители "с ним". И это прекрасно. А поскольку некоторые ребята скрытны, и не любят посвящать в свои проблемы никого, даже самых близких людей, то не нужно пренебрегать возможностью общения с личным куратором - они есть во всех частных школах. Причем если родители не владеют иностранным языком, это общение может проходить при посредничестве фирмы, которая отправляла ребенка на учебу.
Может показаться странным, но от того, удалось ли действительно "наладить" связь с отсутствующим дома ребенком, чувствует ли он по-прежнему "широкую спину" родителей, во многом зависит и насколько хорошо он будет учиться в дальнейшем, и как легко пройдет самый ответственный период адаптации в новых условиях.

Первые шаги.

Адаптация это сложно и ответственно. Обычно именно в первые три месяца решается - сможет ли чадо жить в чужой стране или придется забыть честолюбивые мечты и "вернуть" его на родину. Чтобы максимально облегчить ребенку этот период, есть несколько самых распространенных приемов.
Как правило, планируя "длительную командировку", родители вместе с детьми приезжают в приглянувшееся заведение на краткосрочные курсы. Вся семья проводит в школе две недели или месяц, знакомясь и с окружением, и с условиями проживания, смотрят на реакцию ребенка, разговаривают с учителями и кураторами. Если все стороны довольны, тогда заключается контракт - причем сроком на три, максимум четыре месяца. Лучше не рисковать, и не оплачивать сразу же год пребывания. Хотя осенью ребенок поедет уже в знакомое место, но все условия будут несравнимо тяжелее. И в первую очередь потому, что придется и учиться, и общаться на чужом языке.
Самое больное место, по которому любят "долбить" детей - иностранцев это, конечно, произношение. И если у вашего ребенка не "чисто английский" язык, ему поначалу будут очень досаждать всяческими дразнилками. Потом, конечно, сверстники привыкнут, но в первое время это будет существенно усложнять и без того проблемную ситуацию.
Этого "стрессора" можно и избежать - правда, почти всегда в ущерб учебному прогрессу. С подобными проблемами не сталкиваются, к примеру, учащиеся школ для детей - иностранцев. Там плохое произношение никого не смущает, и вообще практически все дети находятся в равных условиях. С одной стороны, так им легче. С другой - тормозится учебный процесс. Но, в принципе, в адаптационный период ребенок в любом случае не будет показывать результатов "экстра - класса", уж слишком велика нервная нагрузка.
Чтобы по возможности уменьшить стрессовую ситуацию, и в то же время не потерять качества обучения, родители идут на хитрости. Допустим, выбирают такой вариант: поскольку все зарубежные школы имеют похожие программы, нередко для начала ребенка устраивают в школу для иностранцев, а потом переводят в "обычную" частную. А в Швейцарии, к примеру, действует следующая схема. Если ребенок недостаточно хорошо знает язык, его ведут по особой программе до тех пор, пока он не достигнет необходимого уровня и не сможет обучаться вместе со сверстниками. А потом он вливается в коллектив. И стресс меньше, и потеря результативности минимальная. Благодаря таким программам, в Швейцарию спокойно посылают детей с практически нулевым "языком". Все равно выучат.

О жизни.

Еще одна категория проблем связана с бытом. Практически во всех странах на выбор предлагается два варианта проживания - либо резиденция при школе, либо семья "аборигенов". На необходимость круглосуточного общения на иностранном языке это не влияет, на расписание посещение разнообразных мероприятий и внеклассных занятий тоже, зато с точки зрения психолога различия все же есть.
В резиденции, несмотря на жесткий контроль и расписанное по часам свободное от занятий время, будет более "взрослая жизнь", чем в семье. Общаться дети будут со сверстниками, взрослые здесь присутствуют в качестве неких командиров, чьи приказы не обсуждаются, в какой бы форме они не преподносились - совет, пожелание, разговор по душам. Здесь не будет снисхождения - в таких школах все ученики равны. У них одинаковые условия существования, права и обязанности. И не стоит тешить себя напрасными иллюзиями, что именно к вашему ребенку будут относиться по-другому. Резиденция это в хорошем смысле казарма - в идеале подобная муштра призвана быстро сформировать и навыки самостоятельности, и умение постоять за себя, и привычку отвечать за свои поступки. Недаром британское образование (а в Англии условия проживания самые суровые, если не сказать аскетичные) издавна считается лучшим. Потому что там не только дают прекрасные знания, но и воспитывают.
Жизнь в семье это всегда иллюзия жизни с родителями. Как показывает практика, очень часто ученики, обитавшие в семьях, скоро становятся близкими людьми для хозяев. Особенно хорошо, если в доме есть дети - ровесники. Тогда у ребенка - иностранца появляются не только "мама" и "папа", но и "брат" - "сестра". Здесь за детьми следят не хуже, чем в резиденциях, а может быть, даже лучше - как бы ни был хорош куратор, у него на попечении минимум пятеро. С другой стороны, хозяева обычно жалеют детей, чаще дают им вольницу, и с ними значительно проще найти общий язык... Но самое главное - в идеале при такой форме проживания в незнакомой стране появляется некое место, где к ребенку относятся как к ребенку, личности, а не как к "очередному" ученику. А это очень важно. Конечно, многое зависит и от семьи, в которую попадает ребенок - далеко не все фирмы предоставляют возможность узнать этих людей заранее.
Просто присылается несколько вариантов - информация о составе семьи, их возрасте, увлечениях. По таким скудным данным, конечно, трудно предугадать развитие событий. Правда, с этими людьми Вы тоже можете организовать переписку, но не о ребенке своем - он примет это за форму контроля, а о них самих. Это позволит лучше узнать его новое окружение, понять чему они ваше чадо научат.
Для некоторых психологических типов людей жизнь в семье более щадящий вариант. Особенно он хорош для детей-экстравертов: в семье все на него внимание будут обращать, и свой интерес стремятся удовлетворить, а это им как мед. Скорее всего, семьи, которые соглашаются иностранцев принимать экстравертивные. Не обязательно каждый ее член экстраверт, но точно тот, кто определяет "политику" семьи, взявшей чужого ребенка-иностранца - экстраверт. Психастеникам тоже лучше жить в семье.
Замкнутым, ребятам-шизоидам больше подойдет резиденция при школе, этим человечкам с новыми людьми вообще трудно устанавливать отношения, они кое-как приспособились-то к своим членам семьи, а тут еще с чужими! В семье интенсивность общения больше, чем в "казарме", где можешь выбрать одного, двух самых ненавязчивых и с ними дружить. Интроверту надо будет "казарму" не на большое количество студентов найти.

Пора забирать.

Учеба за границей прекрасно воспитывает самостоятельность у детей. Но процесс этот сродни обучению плаванию у матросов. Это когда не умеющих плавать выбрасывают в открытое море. Кому надо - доплывет. Но кто-то ведь потонет! Так вот, если родители видят, что ребенок не справляется с нагрузками и самостоятельная жизнь превращается в сплошное мучение, надо вмешиваться. И есть несколько признаков того, что ситуация угрожающая.
Самые яркие показатели - снижение успеваемости и частые, связанные с необходимостью идти в школу, головные боли и боли в животе - наиболее распространенные из психосоматических симптомов. Появление агрессивности, плаксивости, стремление пожаловаться педагогам или кураторам на обидчиков тоже должно насторожить. Само за себя говорит и количество писем. Если вдруг ребенок начал писать каждый день, а то и по несколько раз, слишком часто звонит, следует не просто радоваться, а проанализировать его корреспонденцию и тематику разговоров. Если он жалуется на непрекращающееся чувство одиночества; постоянно воспоминает о жизни в родительском доме и совсем не рассказывает о новых друзьях и впечатлениях, не интересуется происходящим вокруг него в настоящем - пора вмешиваться. Еще один показатель тяжести ситуации - сон и сновидения. В тягостные моменты жизни у детей, как и у взрослых, нарушается сон. И хотя они опять начинают спать с мягкими игрушками, призванными хоть в какой-то мере вернуть чувство защищенности.

Это может и помогать, но если 14 летнему подростку помогает спать мягкая игрушка, то это означает регрессию на предыдущий уровень развития, а это признак плохого состояния психики. Терпимым это можно считать, только если такой период длится недолго.
Итак - надо вмешаться. Но вовсе не обязательно сразу же увозить ребенка домой. Сначала можно еще побороться, и попытаться получить заветное зарубежное образование.
Один из самых распространенных вариантов решения подобных проблем - поменять страну. Это не скажется на программе, а на состоянии ребенка вполне может отразиться положительно. В уже упоминавшейся Англии, действительно, суровые порядки, и не все их выдерживают, но столь востребованный сегодня английский можно получить во многих странах. Возможно, в другом месте ребенок почувствует себя более комфортно. Вот, скажем, на Мальте детям вообще раздолье - большую часть свободного от уроков времени ученики купаются и играют в подвижные игры. Да, уровень обучения там ниже. Но, в конце концов, ребенок потом, готовясь в университет, наверстает некоторые пробелы в образовании, если уж они будут.
Но даже если "опытным путем" было установлено, что ребенок не готов к расставанию с родителями, это не значит, что заграничное образование останется вожделенной мечтой. Просто надо немного подождать и вернуться к этому вопросу через некоторое время. И - кто знает - может быть тогда, подросток с удовольствием ухватится за возможность отправиться в одиночное плавание.

 

На главную страницу


Сайт работает при поддержке Московской психотерапевтической академии.


 

 

Используются технологии uCoz